Когда железо огнеопасно

Анонс-страницы

1,

2,

3,

4,

5

Морякам давно известны происшествия связанные с самовозгоранием груза. Такое случается, к примеру, с зерном. При этом пожары вызываются своеобразными микроорганизмами. Размножаясь в толстом слое зерна, микробы употребляют его жировые вещества, активная жизнедеятельность микробов при этом вызывает сильный разогрев массы зерна, в результате чего оно может загореться. Но такое, чтобы возгорание на судне было вызвано грузом железа - подобное трудно даже себе вообразить. Тем не менее, таковые cлучаи бывают.

Девятого июня 1981 года в гавань города Виакхапатнам, расположенного на восточном побережье Индии, вошло панамское грузовое судно "Сэникс Эйс". Когда были открыты судовые люки, из трюмов пахнуло палящим жаром. В трюмах находились пористые гранулы железа, служащие полуфабрикатом для производства стали. Залить трюмы водой, в которых был груз, оказалось невозможно, судно было перегружено и без того. Из трюмов выгрузили все, что nолучилось, и судно отбуксировали за границы порта. Почти 500 тонн гранул железа, оставшихся в трюмах судна, продолжали тлеть почти в течение месяца. Использование для тушения пожара при этом таки средства, как вода, огнегасящий порошок и пена оказались малоэффективными.

Есть подробно документированный случай самопроизвольного возгорания железа на греческом грузовом судне "Агиос Гиоргис", вошедшего осенью 1979 года в порт Нью-Хейвен в Северной Америке. В чикагском порту за двадцать дней до этого значительная часть трюмов загрузили такими же пористыми гранулами с содержанием большого количества чистого железа. Уже в Нью-Хейвене выявилось, что температура в трюмах превысила 65 градусов по Цельсию, а через еще несколько часов температура превысила 100 градусов. В последующие несколько суток температура поднялась уже дo 540 градусов. Были спешно произведены подсчеты, в результате которых установили, что обшивка судна сдаст при температуре примерно в 700 градусов. Пришлось в срочном порядке освобождать три трюма от груза, температура в которых Была самой высокой. Другие трюмы были залиты водой. После этого температура понемногу опустилась до 90 градусов, и судно "Агиос Гиоргис" отправилось к близлежащему городу Ньюарк, в порту которого оно было разгружено. Во время выгрузки груза было замечено, что гранулы железа, уже свыше 10 дней находившиеся в воде, вновь начали дымиться и тлеть на открытом воздухе. Что же может объяснить такие странные случаи?

Одним из самых ярких и наглядных опытов по химии в школьном курсе является горение стальной проволоки. Для этого один ее конец раскаляется на огне и опускается в колбу с кислородом. При достаточно большом объеме кислорода способен сгореть даже значительный железный предмет. В частности, во время пожара, который случился на одном из английских химических заводов в конце 19-го века, от нагревания емкостей с бертолетовой солью стал выделяться кислород в огромном количестве, так что весь завод попал в зону с повышенным содержанием такого газа. Тогда горели даже железные лебедки. Но железо способно гореть, а точнее, сильно разогреваться без искp и пламени даже в обычном воздухе, где содержание кислорода всего около 20%. Нужно лишь, дабы площадь соприкосновения воздуха с металлом (площадь реакции) имелась достаточно большой. При этом процесс окисления пойдет быстро и с большим количеством выделяемого тепла.

Именно такое условие осуществляется в гранулах, получаемых при одном из методов выработки железа - прямого восстановления железа из руд. Подобным методом подготовленная руда разогревается в среде восстанавливающих газов - это чаще всего окись углерода или водород. Тогда получаются гранулы, содержащие большое количество железа и большое количество пор, занимающих 50-75 % объема гранулы. Огромная поверхность соприкосновения металла с воздухом в таковой грануле временами может вести к активной химической реакции. Произойдет самовозгорание или нет, зависит от размера гранул, пор в них, мощности вентиляции в трюме, плотности загрузки, наличия ржавчины на железе, степени влажности и ряда прочих факторов. Самопроизвольный разогрев железа возможно предупредить. Для этого достаточно нагнетать судовые трюмы газы, имеющие низкую реакционную способность, например, двуокись углерода или азот.

Copyright © 2008 KISHAR.RU Все права защищены.
Копирование и перепечатка материалов сайта запрещены.