История почты,
какой бывает почта

Анонс-страницы

1,

2,

3,

4,

5

Пешая почта возникла еще более 3 тыс. лет назад. В 2 веке до н. э. почта шла на все окраины громадной Римской империи. В больших населенных пунктах имелись помещения для отдыха гонцов. Эти помещения называли станциями - Statia. Древние римляне говорили обычно так: "Станция, находящаяся в таком-то месте" или "statia posita in...". Очевидно, слово "почта" и произошло от латинского слова posita. Впервые появилось такое понятие в 13-м веке. Название почты в Португалии, Испании и Южной Америки - "соггео". Происходит от испанского слова "corret" - бежать. Древнеримская почта стала неким рубежом в истории развития почтовой связи. Был сделан шаг от случайной передачи информации к строго организованной и регулярно осуществляемой службе доставки через опорные пункты. Исчезла давно пешая почта, но повсюду неизменимыми остаются пешие почтальоны. Много человек занято в почтовой связи нашей страны, из них приметно половина - почтальоны. В Западной Европе 16-17 веков гуртовщики, которые перегоняли через населенные пункты купленный скот, брали у жителей письма и посылки за плату, а по уходе и прибытии гуртовщики c помощью пастушьего рожка давали знать об этом, который со временем стал эмблемой почты. В 17-18 веках для отправки пиcем начали использоваться обозы, которые феодалам доставляли продовольствие.

В 1522 году при осаде Трира требования о капитуляции рыцарями посылались при помощи стрел. В1475 году сообщения из осажденного Нейса доставлялись через головы осаждавших в полых ядрах. Петр I при первой и второй осаде Азова забросил в крепость с трех сторон при помощи стрел 18 одинаковых экземпляров писем с требованием сдаться. А в период 2-й второй мировой войны, с целью засылки nисем военнопленных и листовок противнику применялись мины и снаряды различной конструкции.

Несколько веков существовала университетская почта в Кембридже и Оксфорде. В 1636 году английский парламент удостоверил, что эти оба колледжа имеют законное право использовать свои древние права для рассылки писем курьерами. Для этой местной корреспонденции в конце 19-го были выпущены почтовые карточки, конверты, марки. Также в 19-м веке действовала в Европе контрабандная почта, когда очень высокой была плата за почтовые услуги. У предпринимателей и купцов стало привычкой на одном листе писать нескольким получателям. Адресат, указанный на конверте, разрезал лист и далее передавал отдельным адресатам отдельные полоски. Для многих людей такое незаконное почтовое сообщение стало основным занятием. В 1836 году один купец из Глазго получил по почте 2068 сообщений, а иными путями - 5861. Манчестерский почтмейстер утверждал о том, чтo до половины всех постовых сообщений между Ливерпулем и Манчестером идет незаконным путем.

Человек с давних пор в качестве гонцов привлекал различных животных: ослов, верблюдов, быков. Олени и собаки перевозили письма на Крайнем Севере. В 19-м веке в России собачьи упряжки, доставляли корреспонденцию от Енисейской губы до Туруханска, преодолевая в день от 75 до 100 километров. Почетное же место среди почтальонов-животных занимает лошадь, которая использовалась для этой цели в Персии и Китае еще до н. э. В Европе лошади использовались до конца 19-го века. В США в 60-х годах 19-го века единственную связь между восточным и западным побережьем поддерживала кампания Pony Express. В седле почтальоны преодолевали путь протяженностью 3 тыс. километров за 10 дней. Не принимались во внимание ни погода, ни опасности. Их девизом было: "Почта доставлена должна быть при любых обстоятельствах". Бывало, что наездник погибал, но лошади без седока, тем не менее, удавалось доскакать с почтой до ближайшей станции. Верховая конная почта в России существовала уже в 10-м веке. В России 1824 года для почтовой гоньбы содержалось 56 тыс. лошадей. Из Петербурга в Петропавловск было наибольшее расстояние, на которое доставляли почту лошади - 13 868 километров. В Бельгии в 1879 году для доставки писем испробовали кошек. Из Льежа 37 кошек отвезли в разные места, находящиеся от города на pасстоянии около 30 километров. К ним там прикрепили сообщения и отпустили. За сутки все кошки возвратились домой.

По свидетельству археологов, в Древнем Египте еще 5 тыс. лет назад голуби доставляли почту. Когда в сражении при Ватерлоо в 1815 году были разбиты войска Наполеона, в Лондоне предприимчивый делец через несколько часов уже получил об этом известие благодаря заранее организованной голубиной почте. За один день он колоссально разбогател, используя эту информацию для выгодных сделок. Это был Ротшильд. Во франко-прусскую войну 1870-1871 годов голубиной почтой было доставлено в осажденный Париж из Тура и обратно около 1 миллиона частных и 150 тысяч официальных депеш. Регулярная голубиная почта имелась в Новой Зеландии в 1898 - 1908 годах между островами Гутура и Отеа и городом Оклендом (около 100 километров расстояния). В 1848 году почтовые голуби во французскую революцию дали возможность журналистам из Бельгии выпускать парижские новости почти синхронно с парижскими коллегами. А крупнейшее информационное агентство Рейтер пользовалось голубиной почтой наряду с современными средствами связи практически до 90-х годов 20-го века. Были попытки даже в использовании пчел для доставки корреспонденции. Так французский пчеловод Тейнак в 1895 году к спинке пчелы привязывал депешу на тончайшей шелковой бумаге. Снимались эти депеши маленьким свинцовым ящичком, установленный у летка. Но дело не пошло дальше опыта, так как пчелы на небольшом расстоянии способны находить путь домой - не свыше 25 километров.

В Нью-Йорке в 1892 году пересылка корреспонденции началась по подземным трубам силой сжатого воздуха. Между биржей и главным почтамтом начали под землей бегать стальные вагончики-цилиндры, вместимостью до 600 писем. Позднее пневматическая почта стала связывать в Берлине все почтовые отделения и городские вокзалы, а к 1889 году в Вене было проложено для пневматической почты 60 километров подземных труб. С 1927 года в Лондоне существует почтовая связь на глубине 20 метров и протяженностью 10,5 километра. Линия соединяет две железнодорожные станции с шестью почтамтами. Подземные поезда перевозят еженедельно до 250 тысяч почтовых с почтой. Впервые в Дании была осуществлена пересылка почтовых сообщений воздушными шарами, когда в период наполеоновских войн был блокирован английским флотом пролив Большой Бельт, и почтовая связь между островами Зеландия и Фюн было прервано. Аэростаты наиболее широко использовались при осаде прусскими войсками Парижа и Меца. В Париж было отправлено 55-ю шарами 2500 писем массой 11 561 килограмм. А один шар даже пролетел 1460 километров до Норвегии. Известный французский авиатор Пегу в 1911 году на выставке ремесел и искусств в городе Аллахабаде (Индия) в показательные полеты брал почту, доставляя ее до ближайшего почтамта. Так зародилась авиапочта. Но первая почтовая авиалиния открылась в Германии 1912 года. В 1928 году с парохода "Иль де Франс" катапультировался французский гидроплан за 480 километров до побережья и привез корреспонденцию за сутки до прибытия судна в порт (тогда оно шло из США до Европы 6 суток). Катапультную почту в дальнейшем широко применяла Германия. Так гидросамолет "Юнкерс-46" катапультировался с 800 килограммами почты на борту, за 1670 километров от города Нью-Йорка (предусматривалась промежуточная посадка).

Во время 2-й мировой войны американцы и англичане для пересылки писем солдат на родину из далеких гарнизонов Азии, Африки, Европы и Австралии использовали аэрографную почту. На специальных бланках письма переснимались на микрофильмы, каковые доставлялись в пункт назначения. Там уже с микрофильма делалась фотокопия, вкладывалась в конверт и передавалась обычной почте. Так партия из 30 тыс. писем весила на пленке 1 килограмм (вес же обычных писем такого объема был бы 360 килограммов).



Copyright © 2008 KISHAR.RU Все права защищены.
Копирование и перепечатка материалов сайта запрещены.