Язычество древних славян
Религия древних славян

Анонс-страницы

1,

2,

3,

4,

5

Языческие знаки и узоры

Квадрат с 4 точками знак засеянного поля на энеолетических глиняных предметах (слева на право) - узор в средневековой церковной росписи, алтарик для хранения плодов, статуэтка женская (5 - 4 тысячелетие до нашей эры), орнамент на пасхальных яйцах-писанках. (Западная Украина, 19 век) /это целостная композиция, воспроизводящая древние представления о структуре Вселенной: в крайнем поясе - знаки Земли, над ней - спираль заходящего и восходящего солнца, над всем этим словно на вершине небосвода, два небесных оленя cреди светлых звезд.

Язычество древних славян - вопрос многоплановый: он, с одной стороны, уводит в глубины отдаленных тысячелетий; с другой, проявляется явно в обиходе пореформенной русской деревни. Волшебные сказки, населенные богатырями и чудовищами, являются фрагментами древних мифов и героического славянского эпоса. Орнаментика крестьянской архитектуры - это коньки на крышах, громовые знаки на причелинах, одежда и утварь - напитаны языческой символикой. Проникнуты языческой магией и многодневные свадебные обряды, народные праздники - встреча весны, ночь на Ивана Купалу с ритуальными кострами, рождественские гадания. Да разве можно nеречислить те многочисленные проявления народной культуры, которые уходят корнями в языческую старину.

Сводная схема славянских календарей

Сводная схема славянских календарей, обнаруженных на двух сосудах. Календарь отражал солнечные фазы и хозяйственные приметы. Например, апрель - месяц пахоты, обозначен изображением рала; август, сентябрь и декабрь - изображением охотничьих текет; октябрь - пасм льня.

Язычество долго жило в русской деревне, оно стало одной из форм мировосприятия народа. Славянское язычество, говорит в своем новом труде академик Б.Л. Рыбаков, послужило основой всех позднейших мировых религий. Автор утверждает, что в истории религий происходит не смена одного верования другим, не совсем полное вытеснение новым старого, а наслоение нового представления на старые, "создание амальгамы разностадиальных и разновременных элементов". Процесс, как видим, довольно сложный, и изучение его - дело трудное. Для решения поставленной задачи автор мобилизует все известные письменные источники (летописи, церковные сочинения и др.), археологические материалы, этнографические наблюдения XVIII-XX вв., фольклор (сказки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, песни, танцы, пр.), вышивки, резьба и наконец - неисчерпаемые богатства языка. Причем, помимо собственно восточнославянского материала (позднее - русского, украинского, белорусского), привлечен обширный комплекс сведений по культуре и истории других нарoдов.

Этот богатейший и разнообразный материал хронологически охватывает многие тысячелетия - от первобытного общества вплоть до наших дней. Сопоставляя разнообразные археологические и этнографические данные, проводя своего рода "историко-культурные раскопки", Б. А. Рыбаков выявляет истоки славянского язычества и народных воззрений. Чтение книги убеждает читателя, что историческая память народа отличается исключительной глубиной. Культуру народа на пpотяжении многих столетий нельзя понять без ее связи с ее истоками.

Анализируя, например, такой широко распространенный вплоть до наших дней узор, как четыре сомкнутых квадрата с точками внутри каждого из них, автор устанавливает, что первоначально этот орнамент появился в эпоху неолита. В памятниках раннеземледельческой трипольской культуры, существовавшей около шести тысяч лет назад, он символизировал "засеянное поле". Одним из самых древних был культ медведя - "старика", "деда", "священного зверя", почитание которого в отдельных местах сохранилось вплоть до начала XX века. В старину перед охотой на медведя исполняли ритуальные пляски перед шкурой ранее убитого зверя. В белорусском Полесье еще в XIX веке 24 марта каждого года во время праздника крестьяне в шубах, вывороченных мехом вверх, плясали, подражая движениям пробуждающегося медведя. Аналогичный праздник у древних греков назывался "комедией" ("комос" - медведь). В честь того же зверя два небесных созвездия стали именовать Малой и Большой Медведицей.

В эпоху мезолита (среднего каменного века) происходило таяние ледника и его отступление на север. Именно в это время, вероятно, появился культ ящера - божества водной стихии, требовавшего человеческих жертв. Его следы находили в сказках о злом драконе (ящере) и девушках, которых он уносит в свое логово. В позднейших играх с выбором невесты место древнего Ящера занял Яша. Помните: "Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок..."? Тогда же распространяются культ оленя и лося, почитание добрых берегинь (спасающих от разбушевавшейся водной стихии), вера в злых упырей (вампиров).

Древние славянские маски

Новогодние маски "Велесова дня" XIX век. В этой севернорусской вышивке (XIX век) нашел отражение праздник летнего солнцеворота (Купала). В центре - фигура женского божества Макоши из русского пантеона X века.

Большое место в верованиях занимает культ женщины, который играет роль символа плодородия и плодовитости земли, всего живого (культ Великой Матери-прародительницы). Богинями природы, оживающей и плодоносящей, были Лада (мать) и Леля или Ляля или Лель (дочь), культ каковых уходит к охотничьим рожаницам, олицетворяющим весну, расцвет весенней природы, зелень. Они были символами плодородия, покровительницами брачной жизни и свадеб. Культ данных богинь-рожаниц, который появился у древних охотников, сохранялся довольно долгое время, до христианских времен. В пьесе А. Н. Островского, опере Н. А. Римского-Корсакова женское божество Лель превратилось в юношу-пастушка, но это поэтическая вольность, такая же, как именование берендеями славян-язычников (берендеи - кочевники-тюрки, которые находились на службе у киевских князей). Ежели женские божества-рожаницы воспринимались всегда парными, то мужское божество всегда было "одиноким". Таким божеством был Род, сравнимый с Осирисом у древних египтян, Юпитером у древних римлян, Зевсом у древних греков, библейским Ваалом. Род всего сущего, творец мира. Он "родит" все. Такие понятия, как "родня", "народи", "родина", "родичи", "родить", "рождать", "урожай", "природа" связаны именно с ним. Отсюда же "родники" - наименование водных.

Эти и многие прочие примеры, которые еще можно было бы привести, свидетельствуют о тесной связи, сплетенности современных и гораздо более древних представлений, мыслей, идей, хотя между ними лежит огромная временная дистанция. Книга академика Б. А. Рыбакова звучит очень актуально сегодня. Она поднимает пласты многовековой истории народной культуры, дает немалую пищу для размышлений, помогает найти истоки народного мировоззрения украинцев, русских и белорусов.

Доктор исторических наук В. БУГДНОВ.

Copyright © 2008 KISHAR.RU Все права защищены.
Копирование и перепечатка материалов сайта запрещены.