История
Свято-Михайловского монастыря

Посещение Свято-Михайловской пустыни и окресностей

План схема территории пустыни (монастыря)

Было время, когда Свято-Михайловский монастырь был самым богатым, крупным, и благоустроенным монастырем всего Северного Кавказа. Это было в конце 19 века. В 1864 году заканчивалась долголетняя Кавказская война. К тому времени нагорная часть Закубанья уже была заселена казаками. Но большинство станиц было настолько бедными, что их население не было в состоянии отстроить храм, содержать церковный причт. Ставропольская Епархия было сильно обеспокоена тем, что в станицах отсутствовали приходы. Принято было решение о возведении храма. В его строительству были привлечены жители нескольких окрестных казачьих селений. В 1877 году из наделов станиц Абадзехской, Царской, Даховской, Баракаевской; посёлков Севастопольского и Каменномостского выделено было 350 десятин земли в районе горы Физиабго. Земля предоставлялась православному монастырю на праве собственности. К подножию горы Физиабго в том же году прибыли старцы из православного монастыря расположенного в Греции на горе Афон. Их миссией было возведение в выбранной под строительство живописной местности православного мужского монастыря. Главным строителем и в последствии его единственным настоятелем стал архимандрит Мартирий (Мартин Островой, погиб в 1917 году в результате несчастного случая). Строительство Свято-Михайловского мужского монастыря шло за счёт добровольных пожертвований.
В течение первого года были возведены храм, кельи монахов, кухня, трапезная. Весной 1879 года был построен самый первый храм во имя Архистратига Михаила, ангела-хранителя Великого Князя Михаила Николаевича. Храм первоначально был местом для служб и одновременно жилищем для первых монахов. Храм был построен из дерева, покрыт дранью. Он был срублен на пожертвования только жителей станицы Сахрайской, вскоре расформированной. Второй храм был закончен в 1881 году, воздвигнутый в честь Преподобного Александра Невского. В 1885 году было окончено строительство Успенского собора, третьего и самого большого храма монастыря, в котором могли находится до тысячи человек. Открытие Михайло-Афонской Закубанской пустыни в честь Архангела Михаила состоялось в 1883 году. И в том же году в сан архимандрита был возведён Священным Синодом иеромонах Мартирий (Островый). Тогда в обители проживали 180 человек, в их числе было двенадцать иеромонахов, три иеродиакона и 165 послушников. Усилиями монастырской братии были выстроены пять храмов: во имя преподобного Александра, во имя Архистратига Михаила, Успенский, Троицкий и Преображенский. Со всех уголков Российской Империи стекались пилигримы и паломники, чтобы поклониться Святыням обители, среди которых - частица Животворящего Креста Господня. Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь появилась у подножия гор Кавказа, на территории населенной горцами, главным образом адыгейцами.
Строительство подземной часовни было закончено в 1897 году. Преображенский собор, Успенский собор, Александровская церковь, церковно-приходская школа, странноприимный дом, а также многочисленные хозяйственные постройки были построены на территории монастыря в последующие годы. Монастырь обзавелся своим крепким хозяйством: иконописной мастерской, кожевенным и кирпичным заводами, кузней, столярной, сапожной, оранжереей, больницей, пасекой, несколькими десятками гектаров земли. Монастырю имел сады, содержал немало живности: птица, коровы, лошади и так далее. Но монастырь был еще невелик, ведь в 1888 году он насчитывал монашествующей братии 180 человек, точнее иеромонахов - 12, иеродиакона - 3, послушников - 165. Мартирий принял духовный сан архимандрита, а в Александровском храме находились его покои. Каждый из монахов иметь в своем распоряжении отдельную келью. Мартирий со старцами, прибывшие с ним, принесли с собой дух Афонского монастыря в это прекрасное место, которое по микроклимату своим ландшафтам очень напоминало Греческий полуостров.
Положение монастыря укреплялось в Закубанье с каждым годом. Монастырской братии приходилось одновременно распространять православное христианство и бороться с расколом, каковой был крайне велик в той местности. В близлежащих станицах жили раскольники, имевшие сильное влияние на местное население. Мартирий основал богатое хозяйство. Даже технические культуры выращивались на землях пустыни. Помимо классического животноводства, монастырь содержал даже верблюдов. Были построены ферма и большой скотный двор. В то время в пустыни был сооружен алебастровый завод, построена больница и метеорологическая станция. Окрест монастыря росли сады, отчасти сохранившиеся по сей день.
Революция 1917 года все изменила. С 1918 года стали отбирать имущество у русской православной церкви. Вскоре были конфискованы производственное оборудование и помещения, сельскохозяйственный инвентарь, земли. В 1926 году на территории монастыря создастся Дом отдыха трудящихся, а через год там расположилась коммуна "Владилен". Но монашеское служение продолжалось в пустыни, несмотря на это. Закрыли окончательно монастырь в 1928 году. В 1944 году в обители размещается детская колония. 1946 и 1947 годы стали самыми трагическими в судьбе обители - храмы были взорваны, а их камни были применены в бытовом строительстве; могила основателя обители архимандрита Мартирия была также разорена. В 1972 году остатки строений были переданы Краснодарскому совету по туризму и экскурсиям для последующей организации туристической базы "Романтика".
Весной 2001 года президент республики Адыгея своим указом произвел передачу монастырских строений Русской Православной Церкви. Осенью того же года настоятелем монастыря был назначен иеромонах Мартирий (Пянтин). Первоначально насельников было мало: один иеромонах, священноинок, иеродиакон, иерей, два послушника. В ужасном состоянии был Свято-Троицкий храм, но братия не впадала в уныние и принялась за возрождение оскверненного, разрушенного монастыря. Начался ремонт-восстановление Троицкого храма, келейного корпуса, обзавелись автомобильным парком, хозяйством, садом, огородом. Началась расчистка древних пещер, где молились когда-то иноки, исповедуя Православие, стали благоустраивать источник Святого Пантелеймона, налаживать регулярные богослужения. Со временем потекли пожертвования неиссякаемым ручьём. Обители передали более ста гектаров земель несельскохозяйственного назначения в безвозмездное пользование. Богомольцев и паломников в Свято-Михайловском монастыре чтят и любят не менее чем до 1917 года. В год в среднем туда приезжают до 50 тысяч богомольцев и паломников, не считая туристов.
Многое сделано за последнее время - на горе Физиабго построена святая купель у Святого источника Целителя Пантелеймона; закончен трапезный храм Пресвятой Троицы, способный вмещать тысячи богомольцев; старое здание турбазы переустроена в настоятельский корпус, поклонные кресты и часовня поставлены на местах алтарей бывших церквей; благоустроена усыпальница основоположника обители архимандрита Мартирия (Острового); над Троицким храмом установлен купол со Святым Крестом. Очень помогали жертвователи и благотворители, без помощи которых невозможно было бы преодолеть все проблемы, накопленные за 80 лет разрухи. За всех благотворителей и жертвователей обители монастырская братия молится на богослужениях, молебнах и акафистах. Обитель совершает богослужения, живёт в соответствии со строгим Афонским уставом. Не так давно в станице Сахрай был образован для уединённых молитв монашеский скит. У Михайло-Афонской пустыни есть подворье в селе Хамышки, там построен храм во имя святых Гурия, Авива и Самона. Планов у обители еще очень много и на их успешную реализацию дай Бог сил во имя Господа Иисуса Христа.
Copyright © 2008 KISHAR.RU Все права защищены.
Копирование и перепечатка материалов сайта запрещены.