После реформы 1861 года капитализм в сельском хозяйстве России развивается довольно быстро. Этот же процесс наблюдается и на Кубани. В отличие от русской деревни, где в большей мере оставались многочисленные
крепостнические пережитки, на Кубани и Черноморье капитализм имел более благоприятные условия роста.
В земледелии России капитализм в течение последних двух-трех десятилетий 19 века произвел настоящую революцию, в полной мере это было видно именно в сельском хозяйстве Кубани. Это, прежде всего, проявилось в
росте посевных площадей, вовлечении в производство еще не тронутых плугом земель. За последнюю четверть века они выросли более чем в 3 раза! Земля становится предметом торговли. Многие
частновладельческие земли генералов и сановников продаются кулакам и предпринимателям. Возникают капиталистического типа экономии, в которых организация производства земледельческих продуктов полностью подчинена потребностям
рынка. Они отличались специализацией, оснащением машинами и широким использованием труда рабочих.
Примером может служить хозяйство барона Штейнгеля недалеко от Армавира. В его распоряжении находилось 20 тысяч десятин земельных угодий. Отары овец насчитывали 40 тысяч голов. Ежегодно откармливались на убой 6-8
тысяч голов крупного рогатого скота. На Кубани более чем в центральных районах страны, применяются в сельском хозяйстве машины. В 90-х годах количество усовершенствованных земледельческих орудий труда увеличивается в 3,5 раза.
Резко поднялось производство зерна и технических культур. Сбор зерна за последнюю четверть века возрос в 10 раз. Им стали торговать.
В пореформенную эпоху происходит быстрый рост и капиталистической промышленности. Этому способствовали не только общие для России причины, но и близость региона к внешним торговым путям, щедрые природные богатства
и интенсивное развитие сельского хозяйства. В 1875 году Кубанскую область пересекла первая железная дорога - Ростовско-Владикавказская магистраль. Затем строятся
ветки, соединяющие Тихорецкую и Новороссийск, Екатеринодар и Кавказскую, Тихорецкую с Царицыном. Относительно густая сеть железных дорог оказала положительное воздействие на подъем всей экономики края. Воздействие железных дорог
охватывало все стороны жизни. Они являлись не только могучим транспортным средством, но и крупным потребителем различных материалов. Без основных средств транспорта немыслимо было также увеличение производительности и вывоз хлеба.
Рост промышленности и торгового земледелия в крае ускорили преобразования и в водном транспорте. Для южных степных окраин, омываемых Азовским, Черным и Каспийским морями и прорезанных судоходным Доном и Кубанью,
это имело важнейшее значение. Весной 1859 года пароход, собранный в Темрюке, в первый же рейс по Кубани поднялся до станицы Тифлисской - на 330 верст от устья вверх против течения. В его трюмах лежало 4 тонны груза, а на борту
находилось 40 пассажиров. За одну навигацию этот пароход перевез 80 тонн грузов, почти столько, сколько 50 остальных судов, вместе взятых. Но попытки учредить по Кубани регулярное буксирное и пассажирское пароходство не увенчались
особым успехом. Бесконечные поломки, отсутствие креплений для буксирования барж и другие изъяны, и недостатки привели к тому, что в конце 70-х годов рейсы по Кубани (от Темрюка до Екатеринодара, а иногда до станицы Усть-Лабинской)
совершали лишь два парохода и несколько барж.
Несмотря на появление современных средств сообщения - первых железных дорог и постепенное развитие пароходства, - продолжал существовать, приспосабливаясь к новым условиям, и старый, испытанный веками способ
перевозок - гужом. Длинные обозы подвод и вереницы тяжело груженых фур не только не исчезли, но, напротив, в тех местностях, которые были отрезаны от железных дорог, даже стали возрастать.
Новой и ведущей отраслью промышленности стало производство цемента. В 1882 году был построен па окраине Новороссийска первый цементный завод. К концу века сооружаются еще два завода - в Новороссийске и Геленджике.
Высококачественный цемент сразу же приобрел спрос на русском рынке и за рубежом.
В 1864 году положено начало промышленной нефтедобыче. Построенная в этом году буровая вышка была первой в России. Два года спустя ударил и первый нефтяной фонтан. Эти события привлекли внимание великого химика
Д. Менделеева, который посетил Кубанскую область в 1880 году. Он подтвердил ранее высказанное мнение: "Здесь нефти ждать надо много, здесь расположена она по длинной прямой линии, примерно в
направлении от Кудако на Ильскую". В 80-е годы строится нефтепровод от Ильской до Новороссийска и первый нефтезавод в Новороссийске.
В 90-е годы вошли в строй около десяти чугунолитейных заводов, наиболее крупные из них построены в Новороссийске, Екатеринодаре и Армавире. Более значительной была обрабатывающая промышленность: мукомольные
мельницы, маслобойни, кожевенные заводы. К концу столетия в Кубанской области и Черноморской губернии насчитывалось 156 фабрично-заводских предприятий, имевших паровые или керосиновые двигатели.
Как правило, и по мощности, и по количеству рабочих они были маленькими. Цементные заводы Новороссийска были наиболее крупными, на каждом из них работало около 500 человек. Однако везде, начиная от добычи камня и
кончая отгрузкой готового цемента, преобладал ручной труд. Главными орудиями рабочих были кирка, молот, лопата. В эти же годы на Кубань начинает проникать иностранный капитал. Американские,
английские, французские и немецкие капиталисты пытаются овладеть нефтяной, цементной и металлообрабатывающей промышленностью.